(28.09.1918-02.09.1970)
Советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).
Биография
Родился в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. В семье кроме Василия было трое детей - Иван, Сергей и Мелания. Все они стали сельскими учителями.
Летом 1933 г. поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака поступает в педагогический институт. В 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Позднее переводится в Полтавский педагогический институт, который успешно окончил в 1938 г., затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в Онуфриевской средней школе.
В 1941 г. добровольцем ушёл на фронт. В январе 1942 г. он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. После освобождения Украины от нацистов вернулся в родные края и узнал, что его жену и маленького сына замучили в гестапо.
В 1948 г. стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни. Дочь Сухомлинского - доктор педагогических наук, профессор Ольга Васильевна Сухомлинская.
Умер 2 сентября 1970 г. в поселке Павлыш Кировоградской области. Причиной смерти стал осколок снаряда, который постоянно ухудшал здоровье. Педагога похоронили на территории Павлышской школы.
Педагогическая деятельность
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг. Разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).
Сухомлинский - автор 30 книг и свыше 500 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи писал на русском языке. Художественную прозу - на украинском. Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров на различных языках.
Библиография
Значительные произведения:
• Сердце отдаю детям
• Сто советов учителю
• Рождение гражданина
• Родина в сердце
• Родительская педагогика
• Как воспитать настоящего человека
• Методика воспитания коллектива.
• Письма к сыну
• О воспитании
• Этюды о коммунистическом воспитании (1967).
• Мудрая власть коллектива
Произведения для детей
• Стыдно перед соловушкой
• Яблоко и рассвет: рассказы, сказки, притчи: для дошкольного возраста.
Made with
Landing Page Software