Библиотеки Асбеста
в социальных сетях



Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

  • ○  Конкурсы и проекты (Архив) 
  • ○  Кафедра слепых и слабовидящих 
фев 4, 2016
Городская благотворительная акция «Мир на кончиках пальцев»

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса - акции
«Мир на кончиках пальцев»

I. Общие положения.

1.1. Конкурс направлен на создание рукодельных тактильных книг и тактильных пособий.
Пока слепые дети не знают азбуки Брайля и не умеют читать, познакомиться с предметами, природными явлениями, живыми существами им поможет рукодельная тактильная книга, а овладеть различными бытовыми навыками (шнурование, застегивание-расстегивание и т.п.) помогут тактильные дидактические игрушки-тренажеры.
Главная функция тактильных книг — помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира.
1.2. Учредитель конкурса: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Асбестовского городского округа.
1.3. Организатор конкурса: кафедра обслуживания слепых и слабовидящих библиотеки - филиала № 2 МБУК ЦБС АГО.
1.4. Для проведения конкурса создается оргкомитет с функциями жюри.
1.5. Цели и задачи конкурса:
- Развитие нового направления по созданию документов, адаптированных для чтения детьми-инвалидами по зрению.
- Формирование фонда детской тактильной книги.
- Привлечение внимания общественности к проблемам незрячих детей.
- Предоставление всем желающим возможности через конкретные дела помочь слепым и слабовидящим детям.
1.6. К участию в Конкурсе приглашаются коллективы предприятий, организаций, частных фирм, а также физические лица, поддерживающие цели и задачи данного мероприятия и готовые оказать практическую помощь в создании рукодельных тактильных книг и пособий для слепых
детей.

II. Описание тактильной книги и требования к ней:
Тактильная книга – это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка, вязание крючком и спицами, мягкая игрушка, бисероплетение, соленое тесто и др. Объекты в книге могут издавать звуки (шуршать, звенеть, шелестеть и т.д.).
- Для изготовления используются только экологически чистые материалы и клей. Можно использовать хорошо отполированное дерево, покрытое экологически чистым лаком, различные ткани (вельвет, плюш, байка, фланель), мех с коротким ворсом, бумагу с бархатистой поверхностью.
- Рекомендуемый размер книги – не более формата А4.
- Книга не должна быть тяжелой.
- Страницы должны быть приятными на ощупь.
- При изготовлении широко используется карманы, клапаны, мешочки, молнии, пуговицы, липучки, шнурки и др.
- Книга должна быть прочной и безопасной.

III. Номинации конкурса:
1. «Рукодельная тактильная книга»:
- Индивидуальная книга (изготовленная индивидуально).
- Семейная книга.
- Коллективная книга (изготовленная коллективом какого либо учреждения/организации).
Для участия в этой номинации необходимо сделать:
рукодельную тактильную книгу произвольной тематики (издания по истории родного края, по естествознанию, фольклорные издания, обучающие книги и др.)
2. «Тактильная игрушка»:
- Индивидуальная тактильная игрушка (изготовленная индивидуально).
- Коллективная тактильная игрушка (изготовленная коллективом какого- либо учреждения/организации).
Для участия в этой номинации необходимо сделать:
тактильную дидактическую игрушку-тренажер для развития мелкой моторики рук, развития бытовых навыков при самообслуживании незрячего ребенка (шнурование обуви, открывание — закрывание ранцев, сумочек, застегивание — расстегивание одежды и т.п.)
Для данной номинации можно изготовить различные тактильные коврики, дорожки, тропинки, полянки, змейки-шагайки и т.п. с применением различных шероховатостей и разных цветов.

IV. Критерии оценки конкурсных работ:
- Качество исполнения;
- Доступность для чтения детям с проблемами зрения;
- Дизайн и оформление;
- Креативность, творческий подход;
- Соответствие требованиям безопасности.

Вместе с конкурсной работой необходимо представить:
- сведения об авторе с указанием фамилии, имени, отчества, должности/ специальности, контактной информации.
- для коллективной работы указываются все участники, принимавшие участие в ее создании.

При изготовлении рукодельных тактильных книг и пособий участникам конкурса предлагается учесть рекомендации и пожелания по изготовлению детской тактильной книги. (см. п.VIII Приложение)

Работы, поступившие на конкурс, авторам не возвращаются и после подведения итогов передаются на кафедру обслуживания слепых и слабовидящих библиотеки-филиала № 2 МБУК ЦБС АГО для формирования фонда рукодельной тактильной книги.

V. Сроки проведения конкурса:
Конкурс проводится с 10 февраля 2016 года по 31 октября 2016 года.
Конкурсные работы направляются на кафедру обслуживания слепых и слабовидящих библиотеки - филиала № 2 по адресу: г. Асбест, ул. Мира, 4/3. Подведение итогов и награждение состоится в ноябре 2016 года.

Конкурсные работы оценивает и выявляет победителей в каждой номинации жюри в составе:

- Спицына Н.В. - Директор МБУК ЦБС АГО
- Соколова Т.А. - зам. директора МБУК ЦБС АГО по работе с детьми.
- Кожекина Э. А. - заведующая методическим отделом МБУК ЦБС АГО.
- Берсенева Л.Н. - библиотекарь кафедры обслуживания слепых и слабовидящих библиотеки-филиала № 2 МБУК ЦБС АГО.
- Шестакова Л.Ф. - председатель Асбестовской местной организации Всероссийского общества слепых.

VI. Информационное обеспечение:
Информация о проведении и итогах конкурса будет размещаться:
- в средствах массовой информации.
- на сайте http://cbsasb.ru/
- в группе «ЦБС: Цени Библиотеки Сегодня» в социальных сетях.

VII. Контактная информация:
г. Асбест, ул. Мира, 4/3, кафедра обслуживания слепых и слабовидящих библиотеки-филиала № 2.
Берсенева Лариса Николаевна, библиотекарь кафедры обслуживания слепых и слабовидящих.
Тел: 8(34365)2-31-88
E-mail: blind.libasb@mail.ru

VIII. Приложение

Рекомендации по изготовлению тактильной книги
Выделяются три ступени сложности тактильной книги:
Книги 1-ой ступени сложности — для самых маленьких — должны быть напрямую связаны с жизнью ребенка — одеванием, умыванием, едой. Их задача — сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Для детей до 1 года — без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов; для детей от 2 до 4 лет — книги могут быть с текстом. Цель книг 1-ой ступени сложности — способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
Книги 2-ой ступени сложности — для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности — обогащение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (т.е. познавательных) процессов мышления у ребенка.
Книги 3-ей ступени сложности — для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени — углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.

Особые пожелания

К количеству и качеству изображений:
1-2 предмета на одной странице. В книгах 3-ей ступени сложности может быть от 1 до 5 предметов.
Изображения должны быть легко осязаемыми.
Книга должна нести очень точный, выверенный эталонный образ данного предмета или живого существа. Например, у собаки, независимо от того, в фас она изображена или в профиль, обязательно должно быть четыре ноги, два глаза, хвост, уши, которые можно тактильно ощутить.
Если один и тот же предмет повторяется на нескольких страницах, необходимо сохранять его единый размер, конфигурацию, чтобы ребенок не перепутал его с другим.
При изображении людей, животных и предметов важно соблюдать точные пропорции, как деталей в каждом предмете, так и разных предметов (кошка больше мышки и т.д.).
При изображении людей, животных и предметов надо соблюдать соотнесенность с реальными свойствами предметов («фланелевая» кошка может быть не воспринята ребенком, поскольку «кошка не может быть «платьицем»).
Цвета в изображении людей, животных, предметов должны соответствовать натуральным.

К методу подачи материала:
Последовательное изображение предмета со всех четырех сторон: спереди, сзади, сбоку (три изображения) в книгах 1-ого уровня сложности.
Последовательное изображение живых существ в действии: (одно действие), например, эта собака сидит, эта собака лежит, эта собака бежит. Для книг 2-го уровня сложности.
Общие требования:
Четкий контраст: контраст фона и предмета по материалу и по цвету.
Формат книги не более листа А4, чтобы ребенку было удобно взять книгу в руки.
Книга не должна быть тяжелой.
Страницы должны быть приятными на ощупь.
Книга должна вызывать только положительные эмоции у ребенка, она должна быть комфортной.
Книга должна быть прочной и безопасной для ребенка.

Методы изготовления:
Для обозначения низа страницы по его краю пришивается шнурок.
Предметы можно прикрепить на шнурки, кнопки, липучки.
Можно широко использовать различные аппликации.
Страницы книги из мягких материалов можно сшить различными способами или связать мягкой веревочкой или шнурком.
Этапы изготовления тактильной книги
Первый этап
«Придумать», представить книгу. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать «видимым» каждое слово, поэтому необходимо отработать ключевые моменты действия, персонажей и предметы, которые станут осязаемыми.
Исходя из этого, выбирается формат и вид книги. Необходимо также решить, из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление ощущений. Цветовая гамма также должна быть натуральной, т.к. у слепых (не у всех) есть «ощущение света», и в то же время, контрастной (для слабовидящих детей).
Второй этап
Нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице.
Третий этап
Сделать выкройки страниц и предметов и изготовить их. Следует помнить о том, что фон и предметы должны быть контрастными.
Четвертый этап
Прикрепить предметы к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить нетоксичным клеем, даже привернуть на болты. А те предметы, которые изготовлены целиком, и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек и др. так, чтобы они не потерялись.
Очень важен игровой момент. Детям нравится, когда предмет можно потрогать и поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия и т.д.; молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т.п.
Пятый этап
Книга обязательно должна содержать сопровождающий текст. Его можно пришить, приклеить, положить в карман, записать на кассету.
Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур (можно приклеивать маленький треугольник, одним углом вверх) для обозначения низа страницы.
Шестой этап
Это сшивание страниц. Страницы сшиваются в виде «мешка», желательно, чтобы углы страницы были закругленными, чтобы ребенок не поранился, не оцарапался. В каждый такой «мешок-страницу» вкладывается основа (например, лист плотного картона с закругленными уголками, лист поролона или плотная проклеенная ткань). Главное назначение этой основы — держать страницу книги.
Заключительная операция
Соединение страниц вместе в готовую книгу. Лучше всего, чтобы обложка застегивалась на пуговицу, липучку или завязывалась шнуром, т.к. съемные детали могут выпасть и потеряться.
Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурках, липучках и т.д., то лучше, чтобы книга закрывалась на завязки, липучки или кнопки.
Внутрь каждой шитой страницы лучше бы вложить слой ткани, чтобы страница была пухлой. Это, как показывает практика, делает книгу для ребенка более тактильно комфортной, а аппликации более выпуклыми и удобными для восприятия.
Книга может сопровождаться брайлевским (для уже умеющих читать) или крупнокегельным текстом (для слабовидящих). Текст может располагаться вверху или внизу страницы; либо на левой стороне разворота книги; либо в виде отдельной книжки.

Материалы
Используются только экологически чистые материалы и клей.
Можно использовать хорошо отполированное дерево, покрытое экологически чистым лаком; различные ткани (вельвет, бархат, плюш, байка, фланель); мех с коротким ворсом, кожу; бумагу с не очень гладкой, шероховатой, бархатистой поверхностью. Для развития мелкой моторики у детей рекомендуем широко использовать мягкую игрушку, карманы, клапаны, мешочки, которые можно закрывать и открывать, а также молнии, пуговицы, липучки, настоящие предметы — свистки, кошельки, крупы и т. д.

Используются различные виды рукоделия:
Вышивка (название книги, обработка краев деталей, оформление одежды)
Аппликация (главные герои, второстепенные детали)
Вязание крючком и спицами (растения, неживые объекты)
Мягкая игрушка (главные герои, животные, игрушки)
Бисер (дождь, лужи, ощущение мокрого, холодного)
Ткачество (дорожки, тропинки, одежда)
Плетение (лапти, шнурки, волосы, завязки)
Папье-маше (овощи, фрукты, колобок)
Соленое тесто (лица, предметы)
Макраме (растения, детали оформления)

Рекомендуемая тематика книг
Не ограничена! Это могут быть :
Художественные произведения — рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей, русские народные сказки.
Обучающие книги — счет, форма предметов, процессы и т.д.