Библиотеки Асбеста
в социальных сетях



Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

  • ○  Онлайн-викторина «Тайны уральских сказов» 
фев 18, 2021
Книжно-игровые миры

Говард Филлипс Лавкрафт-американский писатель начала 20го века работавший в жанрах ужасов, мистики и научной фантастики. При этом работал он в настолько уникальном стиле, что его творчество выделили в отдельный поджанр – Лавкрафтовские ужасы. Лавкрафт родился и прожил большую часть жизни в городе Провиденс, штат Род-Айленд. При жизни его творчество не было популярным и печаталось в основном в маленьких, дешевых бульварных изданиях.  Однако, после его смерти, они оказали колоссальнейшее влияние как на современную литературу ужасов, так и на массовую культуру в целом. О так называемой «Магии Лавкрафта» мы сегодня и поговорим.

Что такое фирменный «Лавкрафтовский» стиль? Так просто на этот вопрос не ответить. По настоящему его фирменный стиль познается в сравнении: современная литература ужасов (и не только литература) пугает нас чем то осязаемым – тем, что можно увидеть, потрогать. Нас «тычут пальцем»: - Вот монстр, он «плохой» бегите или деритесь. И это что-то обязательно хочет убить нас, цель у «него» такая. И главный герой, сталкиваясь с «монстром», сначала «изучает» его, в основном убегая и прячась, а потом, изучив, вступает в конфронтацию и почти всегда, побеждает. Все: «хеппи енд». Такой подход используется везде: в литературе, кино, видеоиграх. Лавкрафт стоит особняком. Фирменный Лавкрафтовский рассказ отличается тем, что герой – полностью «хрупок» он не может вступать в прямую конфронтацию, более того – сражаться не с кем. Своих «монстров» Лавкрафт не показывает, они присутствуют в виде следов, неясных шумов, расплывчатых силуэтов. И когда герой начинает изучать и пытается понять – он постепенно сходит с ума. В этом и есть главное отличие и главная изюминка Лавкрафта – атмосфера безысходности, тайны. И чем больше мы пытаемся разобраться, тем больше погружаемся в безумие. Говард Филлипс придумал и создал целый пантеон богов, его основная мысль заключается в том, что человек далеко не вершина эволюционной цепочки, что существуют намного более развитые рассы и боги, для которых и по сравнению с которыми человек – песчинка, а человечество – только пыль, песок, который можно без проблем смести. И именно это по-настоящему пугает. Человеческий мозг и человеческое познание, по идее Лавкрафта, слишком мало и слишком слабо, чтобы познать величие вселенной и ее обитателей. Более того все «монстры» Лавкрафта не агрессивны по своей природе, они вступают в конфронтацию с человеком только под определенными обстоятельствами, и большую часть времени неагрессивны, просто они распространяют губительную ауру безумия и настолько чудовищны на вид, что люди просто, из за ограниченности своего разума, не могут, ни смотреть на них, ни находиться рядом. И, в отличии от «обычных» ужастиков, герои Лавкрафта почти всегда либо полностью лишаются рассудка, либо их жизнь заканчивается. Вот такую фирменную атмосферу пытались воссоздать, или вдохновлялись ей многие писатели. Стивен Кинг признавался, что вырос на рассказах Лавкрафта и настолько ими вдохновился что действие всех его романов происходят в маленьких населенных пунктах США, прямо как у Лавкрафта, так как «самое страшное всегда творится в самых тихих местах».

При жизни Говард не любил игры ни в каком их виде – он считал это бесполезным времяпрепровождением. Вся ирония жизни заключается в том, что свой «поход» в массовую культуру творчество Лавкрафта начало именно с игры – в 1981 году компания Chaosium разработала и выпустила настольную игру «Call of Cthulhu». Именно в ней впервые было применена механика «безумия» главный герой кроме условного здоровья, так же имел условный рассудок, и к смерти могла привести не только полоска здоровья которая кончилась, но так же герой мог сойти с ума. Игра обрела большую популярность и вошла в массовую культуру. Дальше больше, с появлением и развитием компьютеров игры с сюжетами навеянными творчеством Лавкрафта стали выходить все чаще и чаще, среди них такие мастодонты гиковской культуры как Quake; Doom; Half-Life; Dead Space и более новая Bloodborn. Так же выходили игры которые заявляли, что являются прямой игронизацией (по аналогии с экранизацией) творчества Говарда Филлипса. Их качество и то, насколько им удалось перенести в игру фирменную атмосферу Лавкрафта – тема отдельной статьи. И теперь, спустя 100 лет, творчество непринятого при жизни американского писателя знает весь мир, даже не осознавая этого, ведь любой современный человек, пусть даже мельком, слышал про Ктулху и (или) Некрономикон.

Познакомится с мирами Говарда Филлипса и окунуться в его фирменную атмосферу безумия и безысходности вы сможете с помощью книг нашей библиотеки.

 

Подготовил: Бронников А.В. 

Библиотекарь ИБО