Библиотеки Асбеста
в социальных сетях



Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

  • ○  Чтение 
мар 15, 2023
ВИВАТ, УЧИТЕЛЬ!

Фазиль Абдулович Искандер (1929-2016)– российский писатель, прозаик и поэт, публицист и сценарист. Родился в городе Сухуми, Абхазия. Фазиль учился в русской школе, которую окончил с золотой медалью, затем окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Первый рассказ Искандера появился на страницах журнала «Пионер» в 1956 году, а через год вышла в свет его первая книга стихов «Горные тропы». Его стихи стали печатать в таких журналах, как «Юность», «Литературная Абхазия», «Новый мир». С 1962 года он влекся прозой, появились такие известные произведения, как повесть «Созвездие Козлотура», роман-эпопея «Сандро из Чегема», повесть-притча «Кролики и удавы», рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Сюжеты многих рассказов писателя разворачивается в абхазском селе Чегем, где прошло детство писателя.

Школьные годы. Рассказы. Рис. Г. Акулова. М., Дет. лит., 1974

В рассказе «13 подвиг Геракла» показан образ учителя, который был не похож на остальных. По мнению ученика 5 класса, все математически одаренные люди обладают слабым характером, неряшливы и неопрятны, но совсем другим был Харлампий Диогенович. Его внешность говорила об обратном - он всегда тщательно брился, был аккуратным, его педагогические манеры и тактика были необычными и эффективными. Преподаватель умело управлял классом, все уважали его и подчинялись необходимым требованиям. Иногда урок нарушал дружный смех ребят. Это Харлампий Диогенович организовывал веселые минутки, которые возникали по вине кого-нибудь из учеников. Любое нарушение он сопровождал шуткой. Например, если кто-то из ребят всего на полсекунды опаздывал на урок, преподаватель уважительно пропускал его и сопровождал высокопарными словами, а опоздавший старался больше не нарушать дисциплину. Было видно, что он отличный знаток своего предмета: он не кричал, не вызывал родителей, а оказывал воздействие на детей взглядом или движением. Главный способ, который использовал Харлампий Диогенович - шутка. Он высмеивал тех учащихся, которые проявили себя недостойно или совершили плохой поступок. Это нисколько не подрывало самооценку ученика, а способствовало его исправлению. Понимает это и «бесстрашный малярик», пытавшийся избежать наказания из-за невыполненного домашнего задания. Мальчик совершает «тринадцатый подвиг Геракла», то есть поступок, который он сам осознает как «фальшивый и никудышный». Пятиклассник обманывает врача и пытается сорвать урок математики, при этом думает, что оказывает одноклассникам помощь. Но мудрый учитель, конечно же, замечает это и не может оставить без внимания. Таким образом, математик предстает как умный, понимающий человек, который не только вкладывал знания в учеников, но и обращал их внимание на моральные стороны поступков. Его юмор помогал ребятам закалить характер и быть стойкими людьми.

 Послушать рассказ Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» в формате аудиокниги можно здесь: https://yandex.ru/video/preview/8332363326172761464