Библиотеки Асбеста
в социальных сетях



Специально для молодёжи! Посещайте театры, музеи и филармонии за счёт государства

  • ○  Чтение 
Июл 13, 2022
Королева русского юмора - 150 лет со дня рождения Надежды Тэффи

Надежда Тэффи

Урожденная Надежда Александровна Лохвицкая, по мужу Бучинская, русская писательница и поэтесса, мемуаристка, переводчица.

Родилась 21 мая 1872 г. в Санкт-Петербурге в семье адвоката Александра Владимировича Лохвицкого и его жены Варвары Александровны (урождённой Гойер), обрусевшей француженки, женщины начитанной и увлекавшейся литературой. У Нади было четыре сестры и брат. Училась в Литейной женской гимназии, которую окончила в 1890 г.

Девушка не была красавицей и вышла замуж за первого претендента. Брак с Владимиром Бучинским принес Надежде двух дочерей - Леру и Лену и сына Янека, но матерью «демоническая женщина» оказалась неласковой. Дожив до 28 лет, она ушла от мужа. Бучинский в отместку лишил её общения с детьми. После развода переехала из Могилева в Петербург, где начала литературную карьеру.

В 1901 году дебютировала в журнале «Север» стихотворением «Мне снился сон безумный и прекрасный». В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы».

Трудно в дореволюционной России найти женщину-писательницу, более популярную, чем Надежда Тэффи. Ее смешные рассказы из жизни простых людей покорили сердца всех слоев населения и поколений. Она писала о том, что близко. О любви, изменах, интрижках, неловких ситуациях между друзьями и знакомыми, театре, рекламе, семейных ссорах и многом-многом другом. Читатели, узнававшие в персонажах Тэффи себя, своих родственников и знакомых, от души смеялись над простыми историями и с нетерпением ожидали новых творений талантливой юмористки.

Её произведениями зачитывались и последний русский император Николай II, и вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. Слава писательницы была столь всеобъемлющей, что в царской России были даже духи и конфеты ее имени.

Во время Первой мировой войны работала сестрой милосердия и была на фронте.  

Жизнь в эмиграции

Лохвицкие не приняли Октябрьскую революцию. Брат Николай стал сподвижником Колчака, а Надежда Александровна через Одессу и Константинополь иммигрировала в Париж.

Осенью 1919 года была уже в Париже, а в феврале 1920-го в парижском литературном журнале появились два её стихотворения. В апреле 1920 г. организовала литературный салон, который стал центром притяжения русских эмигрантов, его завсегдатаями были острослов Дон-Аминадо и прозаик Алексей Толстой. В 1922-1923 годы жила в Германии.

Писательница стремилась оставаться загадкой и ограничивала доступ журналистов к личной жизни. Ретушировала собственные фотографии, а на вопросы о возрасте отвечала, что чувствует себя 13-летней.

Увлекалась мистикой, очень любила кошек и даже посвящала им стихи. Писательница говорила, что к людям, не любящим кошек она всегда относится с подозрением.

Ужиться с дамой, знавшей себе цену и весьма рассеянной в быту, удалось второму супругу – сыну бывшего калужского фабриканта Павлу Александровичу Тикстону. Она считала второго мужа лучшим человеком на земле, а когда болезнь обездвижила его, трогательно ухаживала за супругом. Его не стало 1930 году. Все ее дочери жили за границей. Старшая с ней в Париже. Другие в Лондоне и в Польше.

За 20 лет, прошедших с отъезда из России и до начала войны, читатель увидел 19 сборников рассказов. Перед уходом в вечность создала цикл рассказов о животных и художественные очерки - литературные портреты известных людей, с которыми ей довелось встречаться (Григорий Распутин, Владимир Ленин, Илья Репин, Зинаида Гиппиус, Иван Бунин, Игорь Северянин и др.). Своеобразие литературных портретов обусловлено авторской установкой «рассказать… просто как о живых людях, показать, какими я их видела, когда сплетались наши пути…». Современники восприняли книгу как «едва ли не лучшее из того, что нам до сих пор дала эта талантливая и умная писательница».

В последние годы жизни писательницы заботы о ее материальном обеспечении взял на себя филантроп С. С. Атран. Умерла 6 октября 1952 года в Париже, похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Псевдоним

Возможно, взяла псевдоним потому, что задолго до начала литературной деятельности известность получила её старшая сестра - поэтесса Мирра Лохвицкая, которую критики прозвали «русской Сафо».

Версия 1
Происхождения псевдонима изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но - что? Eй нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака - дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился <…> один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался)», писательница «решила подписать пьеску свою «Тэффи»».

Версия 2
Не отрицала версию о том, что ее псевдоним взят из рассказа Киплинга «Как было написано первое письмо»: так зовут маленькую девочку, главную героиню рассказа Таффи.

Надежда Тэффи о себе: Я родилась в Петербурге весной, а как известно наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идет дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее».

«Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это трагедия. И моя жизнь - это сплошной анекдот, то есть трагедия».

Подготовила Кощеева Н. А.,
библиограф ИБО