Библиотеки Асбеста
в социальных сетях



Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

  • ○  Онлайн-викторина «Тайны уральских сказов» 
июн 19, 2020
Календарь Победы

Июнь 1941

Великая Отечественная война началась на рассвете 22 июня 1941 года, когда фашистская Германия напала на Советский Союз.

В полдень 22 июня 1941 года вся страна слушала радиообращение наркома внутренних дел СССР Вячеслава Молотова, который объявил о нападении Германии. "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами", - такова была заключительная фраза обращения к советскому народу. За первые 8 часов войны советская армия потеряла 1200 самолетов, из них около 900 были уничтожены еще на земле. Нацистская Германия рассчитывала на стратегию молниеносной войны. Ее план, получивший название "Барбаросса", подразумевал окончание войны до осенней распутицы. На следующий день после начала войны, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, была объявлена мобилизация военнообязанных 14 возрастов (1905—1918 годов рождения) в 14 военных округах. В трех остальных округах — Забайкальском, Среднеазиатском и Дальневосточном — мобилизацию провели через месяц под видом "больших учебных сборов". Одновременно с Германией, войну СССР объявили Италия и Румыния. Через день к ним присоединилась и Словакия. 23 июня была создана Ставка Главного Командования Вооруженных сил СССР. В августе она была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования. Государственную границу СССР от Баренцева до Черного моря на 22 июня 1941 года охраняли 666 пограничных застав, 485 из них подверглись нападению в первый же день войны. Ни одна из застав, атакованных 22 июня, не отошла без приказа. Из 19 600 пограничников, встретивших гитлеровцев 22 июня, в первые дни войны погибли более 16 000. На момент начала войны у границ СССР было сосредоточено и развернуто три группы немецких армий: "Север", "Центр" и "Юг". Поддержку им с воздуха осуществляли три воздушных флота. Армия "Север" должна была уничтожить силы СССР в Прибалтике, а также захватить Ленинград и Кронштадт, лишив русский флот его опорных баз на Балтике. "Центр" обеспечивал наступление в Белоруссии и захват Смоленска. Группа армий "Юг" отвечала за наступление на западе Украины. Кроме того, на территории оккупированной Норвегии и в Северной Финляндии у вермахта была отдельная армия "Норвегия", перед которой ставилась цель захватить Мурманск, главную военно-морскую базу Северного флота Полярный, полуостров Рыбачий, а также Кировскую железную дорогу севернее Беломорска. Финляндия не позволила Германии нанести удар по СССР со своей территории, однако получила от немецкого главкома Сухопутных войск указание готовиться к началу операции. Не дожидаясь нападения, утром 25 июня советское командование нанесло массированный авиаудар по 18 финским аэродромам. После этого Финляндия объявила, что находится в состоянии войны с СССР. 27 июня войну СССР объявила и Венгрия. 1 июля по указанию Германии венгерская Карпатская группа войск атаковала советскую 12-ю армию.

В первый же день войны 22 июня, немецкие войска столкнулись с очагами ожесточенного сопротивления. Немецкие солдаты в своих дневниках писали «Эти Русские не отступают и не сдаются» «Войну в Европе можно назвать учениями в сравнении с тем, с чем мы столкнулись на этой земле». Один из офицеров писал «Если во время Французской компании мы могли позволить себе вольности, то бои против русских требуют максимального напряжения и полной самоотдачи с соблюдением всех правил ведения войны».

Самый крупный и самый известный из очагов сопротивления на начальном этапе войны – Брестская крепость.

Накануне войны в лагеря на учения из крепости было выведено около половины численности личного состава. Таким образом, в Брестской крепости утром 22 июня было около 9 тыс. бойцов и командиров, не считая персонала и пациентов госпиталя. Штурм крепости и города Бреста был поручен 45-й пехотной дивизии генерал-майора Фрица Шлипера во взаимодействии с частями соседних боевых соединений. Всего в штурме участвовало около 20 тыс. человек. Кроме того, немцы имели преимущество и в артиллерии. Помимо дивизионного артполка, орудия которого не могли пробить полутораметровые стены укреплений, в нападении участвовали две 600-миллиметровые самоходные мортиры «Карл», девять мортир калибра 211 мм и полк реактивных многоствольных минометов калибра 158,5 мм. На момент начала войны советские войска просто не располагали подобным вооружением. По плану немецкого командования, Брестская крепость должна была сдаться максимум за восемь часов, и не более того.

Атака началась 22 июня 1941 года в 4.15 по советскому декретному времени ударом артиллерии и реактивных минометов. Каждые четыре минуты огонь артиллерии переносился на 100 метров восточнее. Ураганный огонь застал гарнизон крепости врасплох. В результате обстрела были уничтожены склады, прервана связь и нанесен значительный урон гарнизону. Чуть позже начался штурм укреплений.

Поначалу из-за неожиданной атаки гарнизон крепости не смог оказать скоординированного сопротивления.

 «В районы сосредоточения по тревоге из-за беспрерывного артиллерийского обстрела, внезапно начатого врагом в 4.00 22.6.41 г., части дивизии компактно выведены быть не могли. Солдаты и офицеры прибывали поодиночке в полураздетом виде. Из сосредоточившихся можно было создать максимум до двух батальонов. Первые бои осуществлялись под руководством командиров полков товарищей Дородных (84 сп), Матвеева (333 сп), Ковтуненко (125 сп).»

 (Донесение заместителя командира по политической части той же 6-й стрелковой дивизии полкового комиссара М.Н. Бутина.)

К 4.00 штурмовой отряд, потеряв две трети личного состава, захватил два моста, соединяющие Западный и Южный острова с Цитаделью. Однако, пытаясь взять крепость как можно быстрее, немецкие войска втянулись в ближний бой с использованием стрелкового оружия, что привело к большим потерям с обеих сторон.

Бои носили встречный характер. Во время одной из успешных контратак у Тереспольских ворот была почти полностью уничтожена немецкая штурмовая группа. К 7.00 группе советских войск удалось вырваться из крепости, но множеству военнослужащих прорыв так и не удался. Именно они и продолжили дальнейшую оборону.

 

Окончательно крепость была окружена к девяти часам утра. В боях в течение первого дня штурма 45-я пехотная дивизия, проведя не менее восьми масштабных атак, понесла небывалые ранее потери — только убитыми 21 офицер и 290 солдат и унтер-офицеров.

Отведя войска на внешние валы крепости, весь следующий день немецкая артиллерия проводила обстрел позиций защитников. В перерывах немецкие автомобили с громкоговорителями призывали гарнизон сдаться. Сдалось около 1,9 тыс. человек. Тем не менее остававшимся защитникам крепости удалось, выбив немцев из примыкающего к Брестским воротам участка кольцевой казармы, объединить два наиболее мощных из остававшихся в Цитадели очагов сопротивления. А еще осажденным удалось подбить три танка. Это были трофейные французские танки Somua S-35, вооруженные пушкой калибра 47 мм и обладавшие неплохим для начала войны бронированием.

Под покровом ночи осажденные попытались вырваться из окружения, но эта попытка провалилась. Почти все участники отрядов были пленены или уничтожены. 24 июня штаб 45-й дивизии доложил, что Цитадель взята и проводится зачистка отдельных очагов сопротивления. В 21.40 в штаб корпуса было доложено о взятии Брестской крепости. В этот день немецкие войска действительно овладели большей ее частью. Однако осталось еще несколько участков сопротивления, в том числе и так называемый «Восточный форт», который обороняло 600 бойцов под командованием майора Петра Михайловича Гаврилова. Он оказался единственным старшим офицером среди оборонявшихся. Большая часть командования была выведена из строя в первые минуты артобстрела.

Несмотря на то что к 1 июля было разбито и рассеяно главное ядро защитников Цитадели, сопротивление продолжилось. Бои приобрели почти партизанский характер. Немцы блокировали участки сопротивления и пытались уничтожить защитников крепости. Советские бойцы, в свою очередь, пользуясь внезапностью и знанием укреплений, проводили вылазки и уничтожали захватчиков. Также продолжились попытки вырваться из окружения к партизанам, но сил для прорыва у защитников почти не оставалось.

Сопротивление таких одиночных разрозненных групп продолжалось практически весь июль. Последним защитником Брестской крепости считается майор Гаврилов, который, уже будучи тяжело раненным, попал в плен только 23 июля 1941 года. По свидетельству осматривавшего его врача, майор находился в крайней степени истощения:

 «...пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощенным до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей.

До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь.

Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьем теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев».

Потери 45-й немецкой пехотной дивизии составили на 30 июня 1941 года 482 убитых, в том числе 48 офицеров, и более 1 тыс. раненых. Если учесть, что та же дивизия в 1939 году во время нападения на Польшу потеряла 158 убитыми и 360 ранеными, то потери были очень значительные. По донесению командира 45-й дивизии, немецкими войсками было взято в плен 25 офицеров, 2877 младших командиров и бойцов. 1877 советских военнослужащих погибло в крепости. К концу войны живых защитников Брестской крепости осталось около 400 человек.

Майор Гаврилов был освобожден из немецкого плена в мае 1945 года. Однако до середины 1950-х годов он был исключен из Коммунистической партии за утрату партбилета во время нахождения в концентрационных лагерях. Орденами и медалями были награждены около 200 защитников Брестской крепости, но лишь двое получили звание Героя Советского Союза — майор Гаврилов и лейтенант Кижеватов (посмертно).

Июнь 1942

Июнь 1942 года, 34-й месяц Второй мировой войны. "Качели" советско-германского фронта вновь пошли резко вниз. Был взят Севастополь, вермахт развернул наступление на Воронеж, на Волховском фронте была уничтожена 2-я ударная армия.

После майских боев, в ходе которых был разгромлен Крымский фронт, и советские войска оставили Керченский полуостров, 2 июня 11-я немецкая армия под командованием генерала Манштейна приступила к операции "Лов осетра" - к решающему штурму крепости Севастополь, который оказался не по зубам немцам в ноябре 1941года.

За прошедшие полгода обороняющиеся еще больше укрепили позиции, однако атакующие учли недостатки предыдущего штурма. Была доставлена осадная артиллерия крупных размеров, среди которых выделялось сверхтяжелое 800-мм орудие класса "Дора", общей массой более 1000 тонн и длиной ствола в 32 метра. Это чудище было спроектировано для разрушения укреплений линии Мажино на французско-германской границе.

Кроме того, активно использовалась ударная мощь люфтваффе - немецкие самолеты буквально висели над головами красноармейцев, совершая по 600 вылетов в день, бомбя и штурмуя на земле все живое. Артиллерийское наступление на крепость началось 2 июня, а 7 июня вперед пошла вражеская пехота.

Незадолго до начала сражения едва не погиб немецкий командующий. Маншейн на итальянском торпедном катере предпринял поездку вдоль южного побережья Крыма, чтобы осмотреть позиции. На обратном пути около Ялты его суденышко было атаковано двумя советскими истребителями, которые убили несколько человек, в том числе и личного водителя генерала.

Погиб также начальник ялтинского порта капитан I ранга фон Бредов. Сам же Манштейн отделался лишь легким испугом.

Ожесточенные и упорные бои продолжались весь июнь, стороны несли тяжелейшие потери. К 17 июня немцы вышли к ключевой оборонительной позиции на подступах к городу, к подножию Сапун-горы, были захвачены несколько советских фортов. Немецкая артиллерия получила возможность держать под обстрелом Северную бухту. Подвоз боеприпасов и резервов к обороняющимся прекратился.

Уже 30 июня пал другой важный бастион - Малахов курган. Началась эвакуация защитников Севастополя, в основном, высшего командно-политического состава армии и флота. Большинство же бойцов и командиров Приморской армии попало в плен. Согласно немецким данным, их число составило более 100 тысяч, согласно советским - чуть более 78 тысяч.

Организованное сопротивление прекратилось в первых числах июля. За взятие Севастополя Манштейн получил чин фельдмаршала от Гитлера, а его подчиненные - специальный нарукавный знак "Крымский щит". В итоге, в Крыму больше не было советских войск, а 11-ю армию можно было использовать на любом участке фронта для усиления немецких войск, что вскоре Гитлер и сделал.

На юго-западном направлении немцы начали операцию "Вильгельм", направленную против 28-й армии генерала Рябышева, стремясь уничтожить ее в районе города Волчанска Харьковской области. 28-я с упорными боями начала отходить на восток. 14 июня последовал контрудар силами двух танковых корпусов и двух стрелковых дивизий, и немцы были остановлены в 35 километрах от Волчанска.

 

Вермахт взял паузу для перегруппировки и подготовки нового наступления. 19 июня советские зенитчики сбили легкий самолет, в котором находился начальник оперативного отдела 23-й танковой дивизии майор Рейхель. У него при себе оказались документы, раскрывающие замысел предстоящей операции "Блау" - наступления на Кавказ летом 1942 года. Однако Сталин посчитал данный план дезинформацией врага, направленный на то, чтобы убедить его, что решающий удар будет нанесен не в направлении Москвы, а на юге страны. Это был с его стороны мощнейший просчет, повлекший для СССР весьма тяжелые последствия.

Немцы поначалу переполошились. Начальник штаба верховного командования сухопутных войск вермахта генерал Гальдер записал 21 июня в своем дневнике: "очень ценные бумаги, вероятно, в руках противника".

Командующий группой армий "Юг" фельдмаршал фон Бок имел с Гитлером весьма неприятный разговор по делу майора Рейхеля. Ряд генералов были отстранены от должностей и преданы военному суду, который приговорил их к различным срокам заключения в крепости.

Однако план операции менять не стали, поскольку это потребовало бы несколько недель задержки. 22 июня началось мощное наступление германских войск, которые прорвали оборону 9-й и 38-й советских армий и начали стремительно продвигаться в сторону Купянска. Части Красной Армии, чтобы избежать окружения, вынуждены были, бросив тяжелую технику, уходить из-под удара.

Виновным за все неудачи на этом направлении был признан начальник штаба Юго-Западного фронта генерал Баграмян. Сталин снял его с должности и в директивном письме сообщил, что "Юго-Западный фронт благодаря его (Баграмяня) легкомыслию не только проиграл наполовину выигранную Харьковскую операцию, но успел еще отдать противнику 18-20 дивизий". Будущий маршал Советского Союза был назначен с понижением начальником штаба 28-й армии.

28 июня началось главное немецкое наступление 1942 года. Мощным "кулаком" в составе трех танковых, одной моторизованной и трех пехотных дивизий под командованием генерала Вейхса наступающие пробили на участке Брянского фронта дыру, в которую хлынули части врага. Затыкать ее пришлось оперативной группировке под командованием генерала Федоренко, начальника Главного автобронетанкового управления Красной Армии.

Однако командованию фронта в лице генерала Голикова не удалось организовать грамотной обороны.

Корпуса вступали в сражение не одновременно, без взаимодействия с артиллерией и авиацией, без разведки и связи. Последнее обстоятельство Сталину не понравилось особенно.

"Пока Вы будете пренебрегать радиосвязью, у Вас не будет никакой связи и весь Ваш фронт будет представлять неорганизованный сброд", - выговаривал он Голикову в приказе. В целом же на Брянском фронте развернулись тяжелые встречные бои.

Тем временем, 30 июня, гитлеровцы нанесли еще один мощный удар - уже по Юго-Западному фронту. В этом наступлении участвовала и 6-я немецкая армия под командованием генерала Паулюса, которой вскоре предстояло стать главной "скрипкой" Сталинградского сражения. В итоге и на этом направлении немцам удалось пробить оборону советских частей.

Тем временем севернее, на Волховском фронте, разыгрывался последний акт трагедии под названием "гибель 2-й ударной армии". Соединение, попавшее ранее в окружение, отчаянно пыталось из него вырваться через небольшой коридор шириной около километра. Весь июнь шли тяжелейшие бои, причем красноармейцам приходилось сражаться не только с врагом, но и с голодом и тяжелыми бытовыми условиями.

21 июня командующий 2-й ударной армией генерал Власов и член военного совета дивизионный комиссар Зуев отправили командованию фронта сообщение, что ситуация критическая.

"Войска армии три недели получают по пятьдесят граммов сухарей. Последние дни продовольствия совершенно не было. Доедаем последних лошадей. Люди до крайности истощены. Наблюдается групповая смертность от голода. Боеприпасов нет", - сообщалось в донесении.

25 июня немцы ликвидировали последнюю нить с Большой землей - коридор. Остатки армии сгрудились на небольшом, целиком простреливаемом пятачке земли, размером не более двух километров. 27 июня командование фронта осуществило последнюю, безрезультатную попытку прорыва к окруженным, 28 июня сопротивление 2-й ударной прекратилось. В плен попало около 30 тысяч человек, в том числе и командующий армией, генерал Власов.

Июнь 1943 года

По всем участкам фронта шли бои местного значения. Красная армия и Вермахт готовили силы для одной из главных битв Великой Отечественной Войны – Битве на Курской дуге.

Июнь 1944 года

Советские войска вели наступательные бои по всем участкам фронта громя врага. Объединённые войска союзников (американцы и англичане) открыли второй фронт проведя высадку в Нормандии (регион Франции) .Началась Выборгско-Петрозаводская операция наступление советских войск в Карелии в 1944 году, в ходе Советско-финской войны 1941—1944 с целью ликвидации угрозы Ленинграду, идущим из Мурманска в центральные районы СССР коммуникациям, а также выведение Финляндии из войны. Проводилась силами Ленинградского (командующий — генерал армии, с 18 июня 1944 Маршал Советского Союза Л. А. Говоров) и Карельского (командующий — генерал армии К. А. Мерецков) фронтов при поддержке Балтийского флота (командующий — адмирал В. Ф. Трибуц) и Ладожской военной флотилии (командующий — контр-адмирал В. С. Чероков).

В советской и российской историографии данная операция подразделяется на Выборгскую (10—20 июня) и Свирско-Петрозаводскую (21 июня — 9 августа) операции. В ходе операции были высажены несколько десантов: Тулоксинская операция — высадка силами Ладожской военной флотилии десанта на восточное побережье Ладожского озера в районе реки Тулокса (22—28 июня), Бьёркская десантная операция — захват кораблями и морской пехотой Балтийского флота островов Бьёркского архипелага (20—23 июня), десант на острова Выборгского залива (1-10 июля).

 

Подготовил: Бронников А.В. 

Библиотекарь ИБО