Библиотеки Асбеста
в социальных сетях



Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

  • ○  Онлайн-викторина «Тайны уральских сказов» 
май 8, 2020
Календарь Победы

О мае 1945 года можно говорить много, в основном все знают этот месяц, как месяц когда РККА взяла Берлин и одержала победу в Великой Отечественной Войны Красной армии против Немецкофашистких захватчиков. Однако рассмотрим этот месяц в другие годы войны, а так же что случилось в мае 1945 после капитуляции Германии.

Май 1942 года

Германские войска нанесли ряд тяжелых поражений Красной Армии и перехватили стратегическую инициативу. Это позволило вермахту в 1942 году продвинуться максимально далеко на восток, в предгорья Кавказа и к Сталинграду.

За эти 30 весенних дней германские войска нанесли ряд тяжелых поражений Красной Армии и перехватили стратегическую инициативу. Это позволило вермахту в 1942 году продвинуться максимально далеко на восток, в предгорья Кавказа и к Сталинграду.

Манштейн против Козлова и Мехлиса

Основные месяца события развернулись на южном направлении советско-германского фронта – в Крыму и в районе Харькова. На Керченском полуострове 8 мая против Крымского фронта началось наступление 11-й полевой армии под командованием генерала Манштейна. Ослабленные предыдущими безрезультатными наступлениями, которые проводились с января по апрель 1942 года, советские войска оказались захваченными врасплох началом операции "Охота на дроф" (такое название носила германская наступательная операция).

Манштейну необходимо было очистить Крымский полуостров от вражеских солдат, чтобы затем вплотную приступить к штурму Севастополя, крепкого "орешка", который не дался ему в ноябре 1941 года.

Задачи Крымского фронта под командованием генерала Козлова были прямо противоположными – располагаясь на востоке Крыма, как минимум, оттягивать силы вермахта от Севастополя на себя, а как максимум, очистить полуостров от немецких частей.

Манштейн понимал, что фронтальное наступление на укрепленные за несколько месяцев позиции Крымского фронта не принесет ему успеха. К тому же у Козлова было численное превосходство. Однако Эрих фон Мантейн был одним из лучших военачальников Германии (именно он предложил наступать в труднопроходимых Арденнах, что привело в 1940 году к поражению Франции), тогда как Дмитрий Тимофеевич Козлов – всего лишь одним из многих генералов Красной Армии.

Ситуацию усугубляло и то обстоятельство, что Манштейн был полновластным хозяином подчиненных ему войск, тогда как Крымский фронт разъедало фактическое двоевластие – руководители штаба фронта не знали, чьи приказы выполнять, Козлова или представителя ставки верховного главнокомандующего, армейского комиссара 1-го ранга (что соответствовало званию генерала армии), Льва Мехлиса. Это был человек с властным и волюнтаристским характером, который игнорировал не только распоряжения Козлова, но и его непосредственного начальника, командующего Северо-Кавказским направлением маршала Буденного, утверждая, что он подчиняется напрямую Сталину.

Бить там, где не ждут

В результате Манштейн нанес удар там, где меньше всего ожидалось его наступление, на южном участке. Он подкрепил действия морским десантом и основательно пробомбил заранее разведанные штабы советских соединений, которые долгое время не меняли своего места расположения (в бомбежке погиб командующий 51-й армией генерал Львов).

Прорвав в слабом месте советскую оборону и нарушив при этом управление войсками, немецкие части развернулись на север, отрезая пути отхода 47-й и 51-й армиям. Сумятицу довершил германский воздушный десант, высаженный в тылу 44-й армии.

13 мая Крымский фронт рухнул. В ночь на 14 мая было отдано распоряжение об эвакуации советских войск с Керченского полуострова. За короткое время части Козлова потеряли более 160 тысяч человек убитыми, раненными и пленными, на Таманский же полуостров удалось переправить около 140 тысяч бойцов и командиров. Заявленные потери немцев составили порядка 10 тысяч солдат и офицеров.

Керченская катастрофа не только позволила немцам приступить вскоре к штурму Севастополя, который спустя короткое время был взят, но и открыла им более короткий путь вторжения на Северный Кавказ – через Керченский пролив и Таманский полуостров.

Крымский фронт был расформирован, а его руководители решением Ставки были понижены в должностях и званиях. В частности, Мехлис был снят с должности замнаркома обороны и начальника главного политического управления Красной Армии и разжалован в корпусные комиссары. Козлов же был разжалован до генерал-майора, покинул пост комфронта и больше аналогичную должность никогда не занимал.

Сломанный "трамплин"

Еще хуже сложилась ситуация на Харьковском направлении, где 12 мая Красная армия силами Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов предприняла наступление с целью прижать группу армий "Юг" к Азовскому морю и уничтожить. Основным "трамплином" для этого служил Барвенковский выступ – плацдарм, который был создан в результате зимнего наступления на западном берегу реки Северный Донец, открывший советским частям возможность наступления на Харьков.

Поначалу наступающим сопутствовал успех – немецкая оборона была в некоторых местах прорвана, и это позволило ввести в прорыв несколько советских армий.

В штабе группы армий "Юг" в какой-то момент даже возникла паника. В частности, командующий группой фельдмаршал фон Бок всерьез сомневался в способности 1-й танковой армии генерала фон Клейста отразить советское наступление под Харьковом. Однако, начальник штаба верховного командования сухопутных войск вермахта генерал Гальдер убедил Бока в целесообразности такого удара. И, как показали последующие события, оказался прав.

Удар танков Клейста 17 мая, нанесенный в тыл наступающим частям Красной Армии, прорвал оборону Южного фронта, а затем отрезал советским войскам пути отхода назад. Исполняющий обязанности начальника Генерального штаба генерал Василевский уже на следующий день, 18 мая, предложил Ставке отвести войска с Барвенсковского выступа, однако Сталин отказал ему в этом. В итоге, к 25 мая значительно число советских войск оказалось запертыми в барвенковском "котле", откуда затем до конца месяца предпринимали безуспешные попытки прорыва к своим.

"Котлы" на юге и на севере

В результате тяжелых трехнедельных боев Красная Армия потеряла убитыми, раненными и пленными 270 тысяч человек. В окружении погиб или пропал без вести ряд генералов – например, заместитель командующего Юго-Западным фронтом Костенко, командующий 6-й армии Городнянский, командующий 57-й армией Подлас.

Стремительный прорыв вражеских позиций удался немцам во многом из-за того, что советские части были вытянуты в один эшелон, и резервов в глубине не имели. Глубина тактической обороны не превышала 3-4 километров и, к тому же, была слабо оборудована в инженерном смысле.

По мнению маршала Баграмяна, в тот период занимавшего пост начальника штаба Юго-Западного фронта, немалая часть вины ложится на руководство Южного фронта, в частности, на командующего, генерала Малиновского, который, по мнению Баграмяна, допустил отвлечение значительной части своих сил на частную операцию (не принесшую успеха), и к контрнаступлению немцев оказался не готов.

В результате тяжелого поражения наших войск под Харьковом вермахт получил возможность для стратегического наступления на южном участке советско-германского фронта, чем не преминул воспользоваться летом 1942 года.

Неутешительно развивалась борьба и на севере, на Ленинградском фронте, где в течение мая сжимались германские тиски вокруг окруженной 2-й ударной армии. После того, как знамя армии было отправлено самолетом в тыл, по сути дела, началась агония соединения. Армия начала отходить к "коридору" у Мясного Бора, где развернулись жестокие бои. 30 мая части вермахта при поддержке бомбардировочной и штурмовой авиации перешли в наступление и на следующий день наглухо перекрыли "коридор", захлопнув тем самым крышку "котла", в котором оказалось более 40 тысяч человек.

Май 1943

Ма1 1943 года выдался относительно тихим. По всей линии фронта шли бои местного значения… Продолжались крупные воздушные бои над Кубанью.

Май 1944

В мае 1944 года победоносно завершилась Крымская наступательная операция, в результате которой 9 мая был освобожден Севастополь, а 12 мая – весь Крымский полуостров от немецкофашистких войск.

Севастопольская оборона в течение восьми месяцев сковывала крупные силы противника на южном крыле советско-германского фронта, не позволяя ему развернуть наступление на Кавказ. В борьбе за Севастополь враг потерял до 300 тысяч человек. Воины Приморской армии и моряки Черноморского флота проявили массовый героизм и стойкость. 37 человек были удостоены звания Героя Советского Союза.

В ознаменование подвига севастопольцев 22 декабря 1942 была учреждена медаль "За оборону Севастополя", которой было награждено свыше 45 тысяч человек.

Вступившие 3 июля 1942 года в разрушенный город фашисты бесчинствовали в нем 22 месяца. Они уничтожили в инкерманских штольнях три тысячи женщин, стариков и детей, в Троицком туннеле — более 400 рабочих. 12 июля оккупанты согнали на стадион "Динамо" 1,5 тысячи жителей, а после ограбления и издевательств расстреляли их на пятом километре Балаклавского шоссе.

Во время оккупации в Севастополе действовать подпольные организации во главе с Василием Ревякиным, Павлом Сильниковым, Николаем Терещенко.

Город был освобожден в ходе Крымской стратегической наступательной операции советских войск весной 1944 года. Освобождение Крыма и Севастополя Ставкой Верховного Главнокомандования было возложено на войска 4-го Украинского фронта под командованием генерала армии Федора Толбухина и Отдельной Приморской армии под командованием генерала армии Андрея Еременко во взаимодействии с Черноморским флотом под командованием адмирала Филиппа Октябрьского и Азовской военной флотилией под командованием контр-адмирала Сергея Горшкова.

Крым обороняла немецкая 17-я армия генерал-полковника Енеке в составе 195 тысяч человек, около 3,6 тысячи орудий и минометов, 215 танков и штурмовых орудий и при поддержке до 300 самолетов. Советские войска насчитывали 470 тысяч человек, около 6 тысяч орудий и минометов, свыше 550 танков и самоходных артиллерийских установок, 1250 самолетов.

8 апреля 1944 года войска 4-го Украинского фронта перешли в наступление. После двухдневных ожесточенных боев оборона противника была прорвана. 15-16 апреля советские войска вышли к Севастополю и начали подготовку к штурму города. В соответствии с решением командующего войсками 4-го Украинского фронта, утвержденным представителем Ставки ВГК маршалом Александром Василевским, главный удар намечалось нанести из района Балаклавы соединениями и частями левого фланга 51-й армии и центра Приморской армии, вошедшей в состав 4-го Украинского фронта. Им предстояло прорвать оборону противника на участке Сапун-горы, что, по мнению командования фронта, при всей трудности штурма должно было позволить быстро нарушить устойчивость немецкой обороны. Вспомогательный удар планировался в полосе 2-й гвардейской армии и в целях отвлечения внимания противника был намечен на двое суток раньше главного удара.

Армии предстояло прорвать оборону врага в районе юго-восточнее Бельбека силами 13-го гвардейского и 55-го стрелковых корпусов и развивать наступление на Мекензиевы горы и восточный берег Северной бухты с тем, чтобы прижать немецкую группировку к морю и уничтожить.

19 и 23 апреля войска фронта совершили две попытки прорвать основной оборонительный рубеж Севастопольского укрепленного района, но они закончились неудачей. Потребовалась новая перегруппировка и подготовка войск, подвоз им боеприпасов и горючего.

5 мая начался штурм укреплений города — перешла в наступление 2-я гвардейская армия, что заставило противника перебрасывать к Севастополю войска с других направлений.

7 мая при массированной поддержке всей авиации фронта советские войска начали генеральный штурм Севастопольского укрепленного района. Войска главной ударной группировки фронта на девятикилометровом участке прорвали вражескую оборону и овладели в ходе ожесточенных боев Сапун-горой.

9 мая войска фронта с севера, востока и юго-востока ворвались в Севастополь и освободили город.

Остатки немецкой 17-й армии, преследуемые 19-м танковым корпусом, отошли на мыс Херсонес, где были окончательно разгромлены.

В результате Крымской наступательной операции потери 17-й армии вермахта только на суше составили 100 тысяч человек, в том числе свыше 61 тысячи человек пленными.

Советские войска и силы флота в ходе Крымской операции потеряли 17 754 человека убитыми и 67 065 человек ранеными.

10 мая в час ночи Москва 24 залпами из 342 орудий салютовала освободителям города.

В Севастополе к моменту освобождения оставалось 3 тысячи жителей из проживавших в городе накануне войны 109 тысяч человек. В городе уцелело лишь 6% жилого фонда.

В 1960 году был основан Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя, который объединяет сегодня пять музейных объектов, открытые экспозиции и исторические памятники.

Май 1945

В прошлой статье посвященной апрелю 1945 года мы рассмотрели Берлинскую наступательную операцию, которая закончилась 3 мая, но несмотря на взятие Берлина и капитуляцию Германии бои в мае еще шли и мы о них расскажем:

Сражения в Европе после 9 мая 1945 года

Хотя большинство командиров германских вооружённых сил подчинились приказу ОКВ сдаться, среди них были и те, кто отказался капитулировать. Самые большие силы из отказавшихся сдаваться — остатки группы армий «Центр» — находились под командованием генерала Фердинанда Шёрнера, который был назначен главнокомандующим Гитлером в его завещании 30 апреля 1945 года. Тем не менее, сам Шёрнер уже 10 мая покинул свою армию и бежал в Австрию, в то время как советское командование, развивая наступление во время Пражской операции, послало против оставшихся немецких войск значительно превосходящие их по численности силы. После 9 мая было несколько столкновений в Судетах, к 11 мая большая часть немецких войск капитулировала, но окончательно они были разгромлены совместными усилиями войск СССР и США в битве при деревне Сливнице 12 мая 1945 года, в результате чего произошёл разгром последней действительно боеспособной немецкой группировки, контролировавшей территории на юго-востоке Германии и частично Австрии, Чехословакии, Италии и Югославии. Большинство других немецких групп войск, не сложивших оружие на 8-9 мая 1945 года, в итоге сдались мирно, но опять же не все:

2-я армия под командованием генерала Дитриха фон Заукена удерживала плацдармы у Хайлигенбайля, Данцига и полуострова Хель в дельте реки Висла в Польше. Они сдались вечером 9 мая, практически тогда же прекратили сопротивление германские части на греческих островах (к 9 мая немцы контролировали западную часть Крита, Родос и несколько мелких островов), на большей части Нормандских островов, а также во французских портовых городах западного побережья страны Сен-Назер, Ла-Рошель и Лорьян. В это же время согласились сдаться немцы в Дании, Норвегии, в северных районах Германии и Нидерландов, а также на территории юго-восточной Франции у швейцарской границы.

13 мая 1945 года Красная армия фактически прекратила боевые действия в Европе. В этот день был занят последний крошечный анклав в центральной Чехословакии, в котором немцы продолжали сопротивляться.

Несмотря на то, что на большинстве Нормандских островов немцы сдались ещё 9 мая, гарнизон на острове Олдерни отказывался сдаться до 16 мая.

На северо-западе Югославии продолжала находиться небольшая группировка немецких войск, примирившаяся с четниками, чтобы совместно противостоять югославским партизанам Иосипа Тито. Между этими силами произошло одно из последних сражений в Европе — Полянская битва (14-15 мая 1945 года), в которой немцы и четники были разгромлены.

На территории западной части Латвии, известной под названием Курляндский котёл, небольшая группировка немецких войск оказывала ожесточённое сопротивление советским войскам вплоть до 15 мая 1945 года. Именно с её разгромом боевые действия в Европе для Красной Армии завершились окончательно.

На севере Италии также оставалась небольшая группировка немецких войск вместе с русскими коллаборационистами — Казачьим Станом. Эти части продолжали сопротивление до начала мая 1945 года и капитулировали только 18 мая, причём перед британскими войсками. Позднее, английское командование выдало сдавшихся казаков советскому правительству в Линце.

До 20 мая 1945 года продолжались бои на голландском острове Тексел, где находился немецкий концентрационный лагерь для советских военнопленных-грузин, которые восстали ещё 5 апреля 1945 года. Немецкий гарнизон на острове тоже уцелел и вёл борьбу с восставшими ещё 12 дней после капитуляции Германии. Немцы в итоге были разбиты при помощи высадившихся на острове канадских войск.

Крайний север Германии — южная часть Шлезвиг-Гольштейна — находился под контролем германского правительства до 23 мая 1945 года, когда Фленсбургское правительство было арестовано союзниками. Там также имелись и боеспособные вооружённые силы, но после 9 мая 1945 они не вели боевых действий и не оказывали никакого сопротивления.

Последними официально сдавшимися германскими военнослужащими можно считать 10 человек на Шпицбергене (офицер и 9 солдат), которые были отправлены на полярный архипелаг ещё в августе 1944 года для установки метеостанции. 29 апреля 1945 года они потеряли радиосвязь с Германией и жили изолированно до сентября 1945 года, когда были случайно найдены норвежскими охотниками на тюленей. Никакого сопротивления при аресте ими оказано не было, и 4 сентября они сдались.

 

Подготовил: Бронников А.В. 

Библиотекарь ИБО