Библиотеки Асбеста
в социальных сетях



Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

  • ○  Чтение 
май 14, 2020
Даты и личности - «ЛЕНИНГРАДСКАЯ МАДОННА»

Ольга Бергольц - известная поэтесса, «блокадная муза» ленинградцев. Наверняка несколько спасенных жизней есть на ее счету. Ее заслуга в том, что она в холодном голодном блокадном Ленинграде поддерживала своими проникновенными стихами и рассказами обессилевших жителей. Голос ее звучал из репродукторов, ленинградцы ждали выступления Берггольц, верили ее задушевному голосу и начинали надеяться, что этот кошмар наконец-то закончится. «Я разделила все твои страданья», — писала Ольга, и, действительно, она была такая же, как все, и все же чуть-чуть другая.

Родилась Ольга на Невской заставе, но не в рабочей семье. Ее дед был управляющим имуществом мануфактурной фабрики Паля. Мать была из семьи трактирщика. Девочка растет истово религиозной, пишет стихи, сострадает слабой здоровьем матери, у которой была фамилия Грустилина, очень к ней подходящая. Отец был доктор, веселый, не думающий о завтрашнем дне. Брак родителей закончился разводом. У Ольги была сестра на два года младше, человек очень близкий. В детстве они вместе оказались в Угличе, жили в келье монастыря. Но судьбы у них складываются по-разному. Ольга с детства была человеком глобальных идей: если молится за мать, то истово, пишет стихи к Богородице. А ее сестра Муся, Маша, больше приспособлена к реальной жизни, общественное благо волнует ее в последнюю очередь, для нее главное — семейное домашнее счастье. Хотя та же истовость в Мусе проявится позднее, когда она будет свою сестру защищать и спасать.

Потом сестры вернулись из Углича на Невскую заставу, идут в школу. Вокруг НЭП, Гражданская война позади. В 14 лет Берггольц пишет стихотворение на смерть Ленина и несет его в стенгазету, и сама говорит себе, что меняет веру в Христа на веру в Ленина вполне сознательно.

При этом в ней есть бешеная женская энергия. Рано начинаются романы, влюбленности. Ей еще нет 18-ти, когда она выходит замуж за поэта Б. Корнилова, у нее рождается дочь Ирина. Брак — ранний, тяжелый. Он продлился всего 1,5 года. Корнилов пьет, гуляет, пишет стихи, часто исчезает, а она остается одна — с ребенком на руках. Ее жизнь совсем не такая, о какой она мечтала. И она становится инициатором развода. Позднее она выходит второй раз замуж за комсомольца, журналиста Николая Молчанова. От него тоже рождается дочь Майя.

Ей 21 год, у нее дочка, прекрасный муж. Но искушения следуют одно за другим. Маршак ведет ее к Горькому, организуется издательство «Детская литература». Горький от нее в восторге, она поет ему частушки, ей предлагают заниматься организацией детской литературы, писать то и другое. У нее от всего этого кружится голова. Тогда советский социальный лифт был мгновенным. Человек мог моментально подняться вверх, если был готов служить власти.

Эта женщина была очень талантливой и деятельной. Писала лирические стихотворения, прозу, драматургические произведения, занималась журналистикой. В 30-е годы XX века в Советском Союзе не только становилось жить лучше и веселее. Была и другая, уродливая сторона процветающей страны – это репрессии, неоправданные аресты, уничтожение людей. Ольгу Федоровну непосредственно коснулись и уважение, и унижение от власти. «За мною такие утраты», – с горечью писала она.

Сначала умирает маленькая Майя, которая родилась у них с Молчановым. Потом ужасная смерть Ирины Корниловой, старшей, от осложнения после ангины. В 1936 году она ответственный секретарь газеты «Литературный Ленинград», это большая должность, и она бьет всех так называемых «контрреволюционеров», оступившихся и т. д. — направо и налево. И в этот момент судьба замыкает вокруг нее круг. Арест Корнилова. Арестовывают и расстреливают ее близких товарищей. В редакции сажают всех. Но в дневниках она пишет, что их, наверное, посадили правильно, что они действительно сделали что-то плохое; она не хочет принимать реальность.

С 1937 года ее начинают вызывать на допросы. Она была в тюрьме, у нее арестовали множество друзей, она не могла не видеть на стройках коммунизма гибель людей. Ее все время крутит и ломает, но она опять себя уговаривает, хотя все уже очевидно. И наконец, ее арестовывают и беременную бросают в тюрьму. Унижение, через которое она проходит, запредельно. Ее изгоняют из партии, из Союза писателей, выгоняют с работы, она теряет в очередной раз ребенка. И в конце 1938 года ее забирают. Ее посадили по делу кировских писателей, с одним из которых она была в Казахстане, и тогда написала роман «Журналисты», где вывела себя, Молчанова и своего друга. Эту книгу тоже рассматривал ее следователь. Кроме того, ее определили в контрреволюционную группу, которой инкриминировали то, что они хотели на Дворцовой площади устроить теракт, выкатить танк и выстрелить в Жданова прямо на параде. Будь Ольга арестована на несколько месяцев раньше, ее бы точно расстреляли. Но тут все сошлось, и дело рассыпалось, почти все отказались от своих показаний: кого отправили в сумасшедший дом, кого в ссылку, а ее выпустили через 8,5 месяца. Она вышла абсолютно другая.

Во второй части «Дневных звезд», которая не была опубликована при ее жизни, она пишет, что тюрьма стала истоком победы над фашизмом, о том, что именно в тюрьме они поняли, насколько чудовищно унижение человека.

Все, что с ней происходило после тюрьмы, — это глубочайшая депрессия. Это видно и по ее дневникам, и по книгам. Человек был потерян. Исчезло столько друзей, близких людей, как жить дальше с этим? Но жить было надо. И начавшаяся война разрешает этот конфликт. Для Берггольц война стала спасением от внутренней лжи, в которую они все попали. Они надеялись, что во время войны выпустят из тюрем людей, что внутренняя вражда ослабнет перед внешним врагом.

Во время войны Ольга работает в ленинградском радиокомитете. В блокаде умирает Молчанов, она не могла даже дойти до больницы и похоронить его. Потом Ольгу вывозит в Москву на самолете сестра Муся. В Ленинграде смертное время, улицы уже полны мертвыми. А в Москве тоже военный мир, голодная жизнь, но это нельзя сравнить: там на улицах горит электричество, продается еда, есть теплая ванная. Это для нее шок. И второй шок — о блокаде в Москве говорят шепотом. И она возвращается с пониманием, как сама пишет в поэме «Февральская тетрадь», что «я тоже — ленинградская вдова». И в ней меняется все. Она теперь определяет себя человеком, на котором лежит задача личной защиты этого города. Она сама на себя берет эту роль. Она должна вернуться и писать. Она начинает говорить с ленинградцами, с блокадным городом — один на один. Не от лица партии, государства, а от себя — Ольги Берггольц — лично. Она сделала простого ленинградца героем. До этого героев утверждали партия и правительство, героями были летчики, танкисты. А простой человек, который выживает в мертвом городе, не мог быть героем. Но Ольга объявила всех блокадников, которые переживают кошмар и не сдаются, героями. Можно даже сказать, мучениками.

После войны Ольга Берггольц продолжает заниматься творчеством. В 1951 году она даже получит Сталинскую премию за поэму «Первороссийск». Затем поедет на строительство Волго-Донского канала и опишет в дневниках это место как одну из самых страшных каторг. Она пишет, что единственное, что примиряет ее с тем, что она видела, — что она такая же каторжанка, как эти люди, которые сейчас выполняют безумную норму, чтобы их отпустили, но их никто не отпустит.

У нее уже вышли «Дневные звезды». Она создает поэтический сборник «Узел», который посвящен арестам и репрессиям. Но есть ощущение, что это время не ее.

Что для нее стало главной целью после войны? Она считала, что судьба и история выбрали ее хранителем памяти. Что она осталась голосом, языком тех людей, которые ушли, которые были истерзаны и выброшены этой эпохой. Она думала, что напишет про это главную книгу. Но она так и осталась ненаписанной, эта вторая часть «Дневных звезд». Но ее дневник превратился в эту главную книгу. Потому что по своей откровенности, правдивости он и есть ее главное высказывание о времени, о себе, о том, что происходит с человеком в том советском аду, в который он попал. И конец ее трагичен вдвойне. Все знали, что она хотела быть похоронена на Пискаревском кладбище, где, возможно, лежит и ее муж Николай Молчанов, где есть ее знаменитые слова: «Никто не забыт, ничто не забыто». Но власть решает по своему и ее хоронят на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга. На улице Рубинштейна, 7, где она жила, открыта мемориальная доска. Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом радио.

К столетию поэтессы издательство "Азбука" подготовило книгу "Ольга. Запретный дневник", в которую вошли ошеломляющей откровенности и силы дневники 1939-1949 годов, письма, отрывки из второй, так и не дописанной части книги "Дневные звезды", избранные стихотворения и поэмы, а также впервые представлены материалы следственного дела О. Берггольц (1938-1939), которое считалось утерянным и стало доступно лишь осенью 2009 года.

С творчеством Ольги Федоровны Берггольц можно познакомиться в библиотеках города.

Список книг, имеющихся в библиотеках:

  1. Берггольц О. Ф.,Верность. стихи и поэмы / Ольга Берггольц . - Ленинград : Советский писатель, 1970. - 357, [1] с.
  2. Берггольц О. Ф.,Говорит Ленинград.... главы из книги / Ольга Берггольц. - Москва : Советская Россия, 1964. - 151 с.
  3. Берггольц О. Ф.,Дневные звезды. Говорит Ленинград. Статьи / Ольга Берггольц ; [сост. М. Берггольц ; грав. А. Ушина]. - Ленинград : Художественная литература, 1985. - 256 с.
  4. Берггольц О. Ф.,Избранное / Ольга Берггольц. - Москва : Советский писатель, 1948. - 144, [3] с.
  5. Берггольц О. Ф.,Избранные произведения / Ольга Берггольц . - Ленинград : Советский писатель, 1983. - 606, [9] с.(Библиотека поэта. Большая серия, 2-е издание)
  6. Берггольц О. Ф.,Испытание / Ольга Берггальц . - Москва : Комсомольская правда : НексМедиа, 2013. - 239 с.(Великие поэты. Т. 92)
  7. Берггольц О. Ф.,Ленинградская поэма. стихотворения, поэмы / Ольга Берггольц . - Ленинград : Художественная литература, 1976. - 104 с.(Народная библиотека)
  8. Берггольц О. Ф.,Лирика / Ольга Берггольц. - Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1955. - 233, [1] с.
  9. Берггольц О. Ф.,Память. книга стихов / Ольга Берггольц . - Москва : Современник, 1972. - 301, [1] с.(Библиотека поэзии "Россия")
  10. Берггольц О. Ф.,Пимокаты с Алтайских: повести / Ольга Берггольц . - Ленинград : Детская литература, 1988. - 300, [1] с.
  11. Берггольц О. Ф.,Пьесы и сценарии / Ольга Берггольц . - Ленинград : Искусство, 1988. - 355, [7] с.
  12. Берггольц О. Ф.,Стихи, проза / Ольга Берггольц . - Москва : Гослитиздат, 1961. - 550 с.
  13. Берггольц О. Ф.,Стихотворения / Ольга Берггольц . - Ленинград : Лениздат, 1966. - 114, [1] с.

А также можете воспользоваться следующими Интернет-ресурсами:

  • Берггольц Ольга. Все стихи / О. Берггольц // Русская поэзия. – Режим доступа: http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx
  • Колесников Е. Бездетная Мадонна / Е. Колесников // Аргументы и факты: еженедельник. – Режим доступа: http://www.spb.aif.ru/society/people/1087589
  • Пленницы судьбы. Памяти Ольги Берггольц // Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/4765189/post276477977
  • Женщины в русской истории: Ольга Берггольц // Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12701838047662390234&text=берггольц%20ольга%20ютуб&text=ольга%20&path=wizard&parent-reqid=1587640197570972-641135151565201760600203-production-app-host-man-web-yp-254&redircnt=1587640223.1
  • Ольга Берггольц. Голос (полная версия) : [Документальный фильм о ленинградской поэтессе] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Mkk-jzIU6rU
  • Ольга Берггольц и Борис Корнилов. Больше, чем любовь // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3sr2i38p4Bs
  • Гении и злодеи. Ольга Берггольц. // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=z7gS3nZ_9PM