Коллеги считают его образцом журналиста и редактора. Читатели «Уральского рабочего» помнят замечательные очерки собственного корреспондента Алексея Чечулина, написанные ярким, образным языком.
Алексей Чечулин ушел из жизни в расцвете творческих сил, ему сейчас было бы чуть за 70, но и за отмеренные судьбой 50 «с хвостиком» успел многое. Шесть поэтических сборников и четыре книги об истории родного края.
Во вторник в Центральной городской библиотеке, с 1999 года носящей имя Алексея Чечулина, открылся музей писателя и журналиста.
- Здесь, в библиотеке, всегда проходили встречи с самим Чечулиным, другими уральскими писателями, которых зазывал в Асбест именно Алексей Иванович, - пояснила директор централизованной библиотечной системы Асбеста Наталья Васильевна Спицына. – Он здесь читал лекции как член общества «Знание», вот и афиши сохранились, можно посмотреть. Вообще оказалось, что у нас немало собственных экспонатов – его книги, записанные встречи с читателями, фотографии, сделанные на этих встречах.
-А вот другая группа экспонатов – удостоверения, рабочие фотографии, грамоты, знаки отличия – дались нелегко, - продолжает Галина Чечулина, вдова поэта. – В свое время мы передали их музею, который превратился в филиал областного, и чтобы оформить экспозицию, пришлось вести переписку с региональным министерством культуры. Пока экспонаты оформлены во временное пользование, но обещают передать насовсем.
Книги из домашнего архива, все – с дарственными подписями авторов, - еще одна часть экспозиции. И что для многих оказалось самым интересным, в том числе для меня, - множество фотопортретов. Тех самых, черно-белых, передающих характер и настроение, сделанные вручную от и до, начиная с выбора ракурса, глубины резкости, составления реактивов, печати и закрепления.
-Зато фотография была творчеством, - делился журналист газеты «Асбестовского рабочего» Василий Синявский. – Почти все эти портреты сделаны мною. Здесь и рабочие моменты, и минуты отдыха. Алексей позировал с удовольствием.
Открытие музея получилось совершенно не стандартным мероприятием: экскурсию проводили, множество экспонатов разложили просто по столам – можно взять в руки и рассмотреть, как следует, зато читали стихи артисты театра «Лицей» (о рождении и первых успехах школьных лицедеев писал собкор Алексей Чечулин на страницах «Уральского рабочего») и рассказывали о встречах с именитым земляком те, кому довелось трудиться и творить бок о бок.
-Алексей Иванович был руководителем нашей поэтической студии, - вспоминает Ирина Княгиничева. – И единственным профессионалом среди любителей. Когда доходило дело до разбора написанных нами строк, он делал это так, что мы получали заряд вдохновения, а не разочарования. Да, критиковал, причем с юмором, но не обидно совершенно, и эти уроки не забываются. Поэтический клуб живет.
Удивительно, как богат на литературное созидание Асбест, - горняцкий город. И Алексей Чечулин, оставивший потомкам свои стихи, свои рассказы о том, «как все начиналось и продолжалось», - нет, не просто описание реалий, событий, приключений, а человеческих чувств, - родом из трудовой горняцкой династии. Минерал асбест добывали его отец и братья, а вот самый младший в семье сын потянулся к творчеству. Нетрудно представить, что чувствовали родители, держа в руках первую книжку Алексея – «Березовое солнышко», и которой поэтической строкой рассказано о самом главном для человека – любви, семье и родине. Позже пришел интерес к истории, журналистский опыт – так пишутся книги «Асбест» из серии «Города нашего края», «Николай Аввакумов» из серии «Земляки» - об известном асбестовском художнике-графике – и «Самоцветы для Парижа», вполне детективная история, случившаяся на заре XX века и получившая продолжение спустя полвека.
А ведь история – это то, что не кончается никогда.
Ирина Атанасова